Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
– это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- Естественнонаучная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями;
- Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты;
- Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни;
- Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения;
- Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
ДОКУМЕНТЫ
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021г. № АЗ-583/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Приказ Управления образования города Ростова-на-Дону от 10.01.2022 УОПР-6 «Об утверждении муниципальной команды для координации работ по формированию функциональной грамотности»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 15.09.2021 № 840 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Методические рекомендации по организации мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений
- Методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся
- Функциональная грамотность как актуальный результат предметного обучения
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы
- Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности
- Вопросы формирования и оценки естественнонаучной грамотности
- Практикоориентированные подходы к развитию креативного мышления
- Функциональная грамотность. Глобальные компетенции
- Функциональная грамотность в современном образовании
- Приказ “Об утверждении Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Лицей экономический № 71» на 2021-2022 учебный год” (ссылка на документ)Приказ “О создании команды лицея по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Лицей экономический № 71» на 2021-2022 учебный год” (ссылка на документ)
График проведения тестирований на платформе Российской электронной школы
Приказ “Об утверждении Графика проведения диагностических работ по оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Лицей экономический № 71» в 2021-2022 учебном году на образовательной платформе РЭШ” (ссылка на документ)
Презентационные материалы
Функциональная грамотность обучающихся (ссылка )
Банк заданий по оценке функциональной грамотности
- Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: (ссылка)
- Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: (ссылка)
- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: (ссылка)
- Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: (ссылка)
Методические материалы
Диалог на тему: «ФГОС и PISA: единство требований к образовательным результатам». (ссылка)
Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении» (ссылка)
Диалог на тему: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности» (ссылка)
Вебинар «Функциональная грамотность руководителя» (ссылка)
Вебинар «Развитие математической грамотности» (ссылка)
Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности» (ссылка)
Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности вобразовательной организации» (ссылка)
Презентационный материал, подготовленный Институтом стратегии развития образования по темам:
- Функциональная грамотность ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ (ссылка)
- Креативное мышление (ссылка)
- Читательская грамотность — ключ к успеху в жизни (ссылка)
- Математическая грамотность – учимся для жизни (ссылка)
- Естественнонаучная грамотность. Система контекстных заданий на уроках естественно-научного профиля (ссылка)
- Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся. особенности подготовки учителя (ссылка)
- Функциональная грамотность. Уваровский А. П. (ссылка)